Рекомендации по организации технического обслуживания.
Автор - руководитель фирмы "ИзоМед" Осипов Л.В. постоянный член Комиссии по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской техники Минздрава России, а также член Совета при Минздраве по организации обеспечения медицинской техникой
(опубликовано 25.04.2002)
Ответственность за техническое обслуживание (в дальнейшем "сервис") медицинской техники несет предприятие-изготовитель продукции. В его обязанности входит не только обеспечение необходимого качества и надежности изготавливаемой техники, но также и следующие обязательства:
обеспечение бесплатного ремонта изделия или замены неработоспособного изделия в течение указанного гарантийного срока с помощью специализированных сервисных служб самого изготовителя или других сервисных служб, аккредитованных предприятием-изготовителем;
обеспечение ремонта изделий на договорной основе в послегарантийный период на протяжении срока службы изделия;
представление информации пользователю (в инструкции по эксплуатации или сервисной документации) о техническом обслуживании изделия, которое необходимо осуществлять пользователю для поддержания изделия в работоспособном состоянии;
поставка специализированных запчастей на протяжении срока службы изделия;
оснащение аккредитованных сервисных служб необходимой сервисной и ремонтной документацией;
оснащение аккредитованных сервисных служб специализированным ремонтным и диагностическим оборудованием (при необходимости);
обучение и сертификация специалистов по сервису. Представляется совершенно необходимым, чтобы все перечисленные обязательства предприятия-изготовителя в том или ином виде были отражены в договоре на поставку изделия вне зависимости от того, осуществляется ли поставка самим предприятием-изготовителем или дистрибьютором (дилером). В последнем случае к договору на поставку изделия должно прилагаться аккредитационное письмо (в оригинале), в котором предприятие-изготовитель уполномачивает дистрибьютора (дилера) осуществлять сервис изделия.
Допускается, что сервис может осуществляться специализированной сервисной организацией, не являющейся поставщиком изделия. В этом случае указанная организация также должна быть аккредитована предприятием-производителем и ее обязательства по сервису должны быть указаны в договоре на поставку (в этом случае договор может быть трехсторонним: поставщик-покупатель-ответственный за сервис).
В тех случаях, когда поставщик изделия и сервисная служба географически находятся достаточно далеко от покупателя (пользователя) изделия в договоре следует указать порядок обеспечения ремонта в случае выхода из строя изделия в течение гарантийного срока. В частности следует определить, должен ли специалист по сервису прибыть в ЛПУ для диагностики и ремонта на месте, или изделие должно быть направлено в сервисную службу, где имеется необходимая специальная аппаратура. Указанный вопрос должен решаться по договоренности между покупателем и поставщиком в зависимости от характера неисправности и громоздкости изделия.
В том случае, когда покупатель медицинского прибора не позаботился о том, чтобы в договор на поставку были включены обязательства поставщика по сервису, поддержанные изготовителем, предприятие-изготовитель имеет право отказаться от выполнения своих обязательств по сервису. Такая ситуация имеет место при поставке медицинской техники так называемыми "серыми" дилерами и продаже бывшей в употребление медицинской техники. Все сказанное относится не только к отечественной, но и к зарубежной технике, импортируемой в Россию.
Начиная с 2002 г. отменено обязательное лицензирование деятельности, связанной с поставкой медицинской техники. Можно ожидать, что количество фирм, распространяющих медицинскую технику увеличится. Это может привести к росту числа поставок техники от случайных и "серых" фирм, которые не берут на себя ни какой ответственности за обслуживание поставляемой ими техники.
Для исключения подобных случаев рекомендуется заказчику (покупателю) медицинского оборудования обязательно включать следующие пункты в договор поставки:
в случае, если поставка осуществляется через посредника или дилера фирмы-производителя медицинского изделия, к договору должен прилагаться оригинал письма от производителя в котором посредник (дилер) уполномачивается осуществлять поставку, или же прилагается нотариально заверенная копия контракта между производителем и дилером, где имеется информация о том, что дилер наделен необходимыми полномочиями по продаже медицинской техники, изготавливаемой производителем;
должен быть не только указан гарантийный срок службы изделия, но и предприятие, ответственное за бесплатное техническое обслуживание и ремонт изделия с подтверждением его полномочий на эту деятельность, заверенных производителем в специальном письме или договоре;
должно быть указано предприятие, ответственное за техническое обслуживание и ремонт изделия в послегарантийный период в течение срока службы изделия, с подтверждение его полномочий аналогично тому, как это сказано в предыдущем пункте. Эти рекомендации, естественно, должны быть обязательными при закупке медицинской техники за счет бюджетного финансирования.
Компании, предоставляющие услуги по ремонту, строительству, монтажу, могут качественно выделить себя среди конкурентов одним видом своих рабочих. Хорошая и чистая спецодежда с фирменными цветами, логотипом компании всегда будет дополнительным средством рекламы. Да и самим сотрудникам компании будет приятнее ходить в фирменной одежде, чем в какой-либо стандартной спецовке, принесенной из дома.
Уважаемый Осипов Л.В. В Вашей статье прозвучало что начиная с 2002 г. отменено обязательное лицензирование деятельности, связанной с поставкой медицинской техники, немогли бы Вы сообщить документы (название, номер приказа и т.д.), подтверждающих Ваше высказывание.
С уважением, старший менеджер ОАО "Уральский приборостроительный завод" Козырин И.В.