За последний год количество Интернет-ресурсов, посвященных вопросам фармации и медицины, увеличилось почти в два раза — так, например, в разделе "Фармацевтика" ведущего рейтинг-сервера "Rambler top 100" по состоянию на середину февраля зарегистрировано более 400 ресурсов, из них ежедневно посещаемы около 350.
Существует большое количество корпоративных информационных систем, основанные на Интернет-технологиях и направленные как на автоматизацию снабжения и сбыта, так и на продвижение товаров и услуг среди действующих и потенциальных клиентов. Однако для удовлетворении спроса на информацию об ассортименте и ценах предложения участников рынка, а также для целей мониторинга существенным является наличие специализированных информационных серверов и централизованных торговых площадок, не являющихся корпоративными, (т.е. не принадлежащими какому-либо участнику рынка или объединению нескольких из них), позволяющими оперативно получать необходимую информацию, экономя тем самым время квалифицированных работников на поиск и обработку большого количества первоисточников.
На сегодняшний день для российских пользователей в сети Интернет существует около трех десятков специализированных ресурсов, предоставляющих пользователям объединенную ценовую информацию от участников фармацевтического рынка. Условно эти ресурсы можно подразделить на три группы:
— Рекламные сервера, предоставляющие ценовую информацию для профессиональных участников рынка. Степень внутренней интеграции на таких серверах, как правило, минимальна: обычно предоставляется только сервис контекстного поиска по прайс-листам и размещенным рекламным объявлениям. Информация размещается в виде текстовых страниц, единый номенклатурный справочник практически нигде не используется. Такие сервера, как правило, создаются в качестве изолированного рекламного проекта.
— Информационные сервера, представляющие интегрированные в базы данных ассортименнт и цены участников системы. Такие сервера обычно являются Интернет-терминалами региональных систем заказа товаров аптечными учреждениями или сайтами специализированных печатных изданий по конъюнктуре региональных рынков. Ценовая информация на таких серверах, как правило, достаточно хорошо интегрирована, предоставляются сервисы поиска по нескольким разделам базы, а также автоматическая группировка и сортировка данных по запрашиваемым пользователем параметрам.
— Информационно-рекламные сервера, предназначенные для потребителей и представляющие собой систему поиска и, как правило, заказа или бронирования фармацевтических товаров в аптечных предприятиях обслуживаемого фирмой региона (или нескольких регионов). Эти ресурсы создаются либо как отдельные корпоративные проекты ("интернет-аптеки"), направленные на непосредственные продажи товаров населению, либо на основе уже существующих телефонных справочных служб по аптекам. Последние представляют собой интерес и для профессиональных участниокв рынка в плане получения обобщенной информации о розничном секторе фармацевтического рынка.
Первая группа
В группе ресурсов первой группы, как правило, существует достаточно быстрая "ротация", приводящая к исчезновению одних сайтов и к образованию новых — их эффективность и контент полностью зависят от посещаемости и рекламы. Этот тип интернет-ресурсов возник ранее всех в "российском" интернет-пространстве и выполняет роль общедоступной "доски объявлений". Востребованность такого вида ресурсов тем не менее остается и останется достаточно высокой, но в развитии и интеграции информации и предоставляемых сервисов эти сайты не нуждаются.
Наиболее часто используемые (посещаемые) сервера первой группы
наличие поиска товаров в предложениях и потребностях по названию или по производителю (используются названия товаров и их производителей, присланные участниками системы)
Для серверов второй группы наиболее перспективным представляется, кроме увеличения количества информации в базах данных, развитие он-лайновых сервисов, использующих универсальность интернет-броузера в качестве пользовательского интерфейса: а именно, аналитических и статистических отчетов, востребованных участниками рынка в своей работе. Кроме того, учитывая технические и организационные сложности в практической реализации базы данных по всем российским регионам, представляется целесообразным межсистемная интеграция данных различных региональных систем.
Наиболее часто используемые (посещаемые) сервера второй группы
• поиск по названию или производителю товара, МНН. • используется только еди- ный номенклатурный спра- вочник • он-лайн отчеты по струк- туре дистрибьюции товаров заданного производителя (в рамках представленной базы) • интеграция с базой описа- ний лекарств www.rlsnet.ru • доступ к просмотру цен для гостей системы: открыт в разделе "поставщики"
• база по предложениям из- делий медицинского назна- чения, медоборудования • используются названия то- вара, присланные участника- ками системы • доступ к просмотру цен для гостей системы: закрыт
• используется единый но- менклатурный справочник • возможность заказа това- ров у некоторых поставщи- ков гостями системы • доступ к просмотру цен для гостей системы: открыт
• интернет-сайт системы за- казов "Кросс-Маркет", Москва/С-Петербург • используются названия то- варов, присланные постав- щиками, интеграция с номен- клатурным справочником не выражена • доступ к просмотру цен для гостей системы: открыт
• интернет-сайт системы за- казов "Росби Информ Ко", С-Петербург/Москва • используются единый но- менклатурный справочник и названия товаров, прислан- ные поставщиками (парал- лельно) • аналитические отчеты: по отсутствующим препаратам и по разбросу цен на выбран- ные товарные позиции • доступ к просмотру цен для гостей системы: закрыт
• интернет-сайт системы заказов "Медлайн" , С-Петербург • используется номенкла- турный справочник на осно- ве Госреестра ЛС • доступ к просмотру цен для гостей системы: закрыт
• интернет сайт "Центра фармацевтической инфор- мации", Новосибирск • используется единый но- менклатурный справочник • детализированный поиск интересущей товарной по- зиции • доступ к просмотру цен для гостей системы: открыт
Нижегородская информационная фармацевтическая сеть
• интернет-сайт системы за- казов Нижегородской фарма- мацевтической сети • используется единый но- менклатурный справочник • доступ к просмотру цен для гостей системы: ограничен
• интернет-сайт "Информа- ционно-рекламного агентст- ва Уральской торговой ком- пании", Екатеринбург • используются наименова- ния, присланные участника- ми системы • возможность заказа това- ров у поставщиков в он-лайн режиме • доступ к просмотру цен для гостей системы: открыт
Третья группа
Сайты, предоставляющие информацию из нескольких аптек либо созданные на основе справочных служб
• данные представлены спра- вочной службой центра "Об- щественное здравоохранение" Администрации С-Петербурга • единый номенклатурный справочник на основе Госре- естра ЛС
• наличие лекарств в аптеках г.Саратова • единый номенклатурный справочник
Apteka.irk.ru
Комитет фармации администрации Иркутска
• наличие лекарств в аптеках Иркутска и области • используется справочник на основе Госреестра ЛС и наименования, присланные аптеками-участниками систе- мы (нежесткое соблюдение справочника)
• наличие лекарств в аптеках Омска предоставлена Комитетом фармдеятельности г. Омска • единый номенклатурный справочник (соблюдается участниками системы не жестко)
Развитие проектов по розничным ценам на фармпродукцию в российском Интернете сейчас находится скорее на своей начальной стадии. Тем не менее, благодаря использованию на большинстве ресурсов единых номенклатурных справочников межрегиональная интеграция представляется весьма возможной. Наиболее целесообразным здесь также представляется развитие аналитических сервисов и межрегиональная интеграция существующих ресурсов.