Роль КТ в процессе лучевой терапии рака легкого: оценка регрессии опухоли.
Хоружик С. А., Овчинников В. А., Довнар О. С., Бойко Д. В. Гродненская областная клиническая больница, Гродненский государственный медицинский университет (Новости лучевой диагностики 2000 2, приложение: 38-39)
Цель: Определить параметры регрессии опухоли по данным компьютерной томографии (КТ) у больных с неоперабельным раком легкого в процессе лучевой терапии (ЛТ).
Методы: С октября 1995 года по июнь 2000 с помощью КТ обследовано 72 пациента с неоперабельным раком легкого, направленных для лучевой терапии по радикальной программе. По гистологическому строению в большинстве случаев имел место плоскоклеточный рак. Обязательными критериями включения в исследуемую группу было завершение основного курса лучевой терапии (2 этапа) и наличие 2 и более КТ-исследований. 11 из 74 пациентов лучевая терапия не проводилась или проводилась не в полном объеме из-за противопоказаний (резкое истощение, наличие распада, отдаленных метастазов – 9 пациентов) или отказа (2 пациента). Остальные 63 пациента получили ЛТ по методике динамического мультифракционирования дозы с малой сенсибилизирующей дозой расщепленным курсом: на первом этапе 28 Гр подводилось по 2 Гр 2 раза в день в течение 9 дней с перерывом на выходные. Через 3-4 недели следующие 30 Гр подводились по 1 Гр 2 раза в день за 3 недели. При отсутствии желаемой степени регрессии опухоли после двух этапов через 1,5 месяца проводился дополнительный курс облучения в дозе от 12 до 40 Гр, в среднем 30 Гр (проведен у 14 пациентов).
(опубликовано 26.10.2009)
Первое КТ-исследование осуществлялось до начала ЛТ. Вторая КТ выполнялась перед началом второго этапа ЛТ. Третья КТ проводилась в период от 4 до 11 недель после окончания лучевой терапии при поступлении пациентов для контрольных осмотров, в том числе перед дополнительным курсом. В процессе каждого КТ-исследования определялись 2 наибольших перпендикулярных размера опухоли (включая увеличенные лимфоузлы, если они сливались с первичной опухолью в единый конгломерат) и их произведение. Опухоль считалась неизмеримой, если эти размеры невозможно было измерить, чаще из-за атлектаза. Для оценки регрессии измеримой опухоли использовали критерии ВОЗ (1979 г.): полный ответ (ПО) - полное исчезновение опухолевого узла, частичный ответ (ЧО) - уменьшение произведения двух наибольших перпендикулярных размеров опухоли более 50%, незначительный ответ (НО) - уменьшение его более 25%, стабильное заболевание (СЗ) - уменьшение менее 25% или увеличение до 25%, прогрессирующее заболевание (ПЗ) - увеличение более 25%. Дополнительно регистрировалась динамика восстановления легочной вентиляции как косвенный признак эффекта лечения.
Результаты: 1) После первого этапа ЛТ: параметры регрессии опухоли после первого этапа ЛТ определены у 34 пациентов, у которых КТ была произведена до начала лечения и перед вторым этапом облучения. При первом КТ-исследовании опухоль была неизмерима у 7 пациентов из-за ателектаза и только небольшое утолщение стенки бронха выявлено у 1 пациента. Среди стальных 26 пациентов ПО определен у 3, ЧО у 7, НО у 3 и СЗ у 13, что суммарно составило 50% той или иной степени регрессии опухоли уже через 3-4 недели после подведения 28 Гр. Случаев прогрессирования первичной опухоли после первого этапа ЛТ не было. Улучшение степени легочной вентиляции после первого этапа ЛТ наблюдалось у 17 из 24 пациентов (71%), у которых было нарушение вентиляции до начала лечения. Ателектаз перешел в нормальную вентиляцию у 3 пациентов, в гиповентиляцию у 9, остался на прежнем уровне у 3. Гиповентиляция перешла в нормальную вентиляцию у 5 и осталась без существенных изменений у 4 пациентов.
2) После окончания основного курса (двух этапов) ЛТ: регрессия опухоли через 4-11 недель после окончания основного курса (двух этапов) ЛТ изучена у 20 пациентов, у которых КТ была произведена до начала лечения и через 4-11 недель после его окончания. При первом КТ-исследовании опухоль была неизмерима у 3 пациентов из-за ателектаза и небольшое сгущение легочного рисунка в прикорневой зоне без визуализации опухолевого узла отмечалось у 1 пациента. Среди остальных 16 пациентов с измеримой опухолью ПО определен у 3, ЧО у 4, НО у 3 и СЗ у 5; в оставшемся случае после окончания ЛТ КТ выявила небольшой распад в опухоли (не выявлялся на ренгенограммах), что, несмотря на уменьшение опухоли почти в 3 раза, не могло быть оценено как регрессия. Т. о. регрессия опухоли после окончания двух этапов лучевой терапии наблюдалась у 10 из 16 (63%) пациентов с измеримой опухолью.
Улучшение степени легочной вентиляции после двух этапов ЛТ наблюдалось у 8 из 10 пациентов (80%), имевших нарушение вентиляции до начала лечения. Ателектаз перешел в нормальную вентиляцию у 3 пациентов, в гиповентиляцию у 2, остался на прежнем уровне у 1. Гиповентиляция перешла в нормальную вентиляцию у 3 и осталась без существенных изменений у 1 пациента.
Обсуждение и выводы: КТ позволяет количественно и объективно оценить эффект ЛТ при раке легкого, точно регистрируя динамику размеров опухоли и легочной вентиляции в большинстве случаев. Проблему представляет уточнение размеров опухоли при наличии ателектаза: опухоль оказалась измеримой только у 8 из 15 пациентов (53%) с ателектазом. Понятно, что рентгенография не позволила бы и этого. Вместе с тем, измеримость опухоли при ателектазе может быть повышена до 83% при использовании КТ с внутривенным контрастным усилением (J-L Pujol, 1992).
Процент регрессии опухоли при ЛТ неоперабкельного рака легкого по методике динамического мультифракционирования дозы с малой сенсибилизирующей дозой расщепленным курсом составил 50 уже после первого этапа и увеличился до 63 после окончания основного курса ЛТ. В одном случае имела место отрицательная динамика в виде распада в опухоли, чего, вероятно, можно было бы избежать при своевременном выполнении КТ до начала второго этапа.
Источник: www.nld.by
В последнее время власти серьезно задумались над проблемой избавление от мусора. Разрабатываются специальные контейнеры, баки и пакеты для мусора. В настоящее время в двух городах России идет строительство первых в РФ мусороперерабатывающих заводов. Во многих городах России уже идет сортировка мусора по назначению.