.Н. Трофимова, И.А. Солнцева. Медицинская академия последипломного образования, Санкт-Петербург, Россия.
Введение Диффузная фиброзно-кистозная мастопатия - дисгормональное заболевание молочных желез, проявляющееся нарушением гармоничного соотношения эпителиальной и соединительной ткани на фоне более или менее расширенных протоков и кист.
Как известно, мастопатия является важным звеном в цепи патологических изменений, приводящих к опухолевой пролиферации тканей молочных желез. При мастопатии с гиперплазией эпителия риск развития рака молочной железы увеличивается в 4 раза. Трансформация мастопатии в атипическую гиперплазию и рак может занимать от 10 до 20 лет. Поэтому пациентки с таким диагнозом должны подвергаться постоянному динамическому наблюдению.
(опубликовано 28.09.2009)
В настоящее время наиболее распространенным методом исследования молочных желез является рентгеновская маммография. Оценивая возможности этого метода, нужно сказать, что точность его высока при исследованиях молочных желез с большим количеством жировой клетчатки, т.е. на фоне возрастной инволюции, и резко снижается, а иногда и сомнительна при оценке рентгенологически "плотных" желез, т.е. у молодых женщин и на фоне диффузной дисгормональной мастопатии. Кроме того, из-за наличия ионизирующего излучения противопоказаниями к рентгеновской маммографии являются молодой возраст пациенток (до 35 лет), беременность и лактация. Поэтому при исследовании пациенток с диффузными процессами в молочных железах на первое место выходит эхография как метод, не связанный с работой источника ионизирующего излучения, позволяющий оценить структуру молочных желез независимо от типа их строения и дающий возможность многократного динамического контроля у женщин всех возрастных групп.
Однако отсутствие эхографических ориентиров приводит к тому, что оценка структуры молочных желез во многом субъективна и зависит от личного опыта исследователя и возможностей верификации диагноза с помощью других методов исследования. Цель настоящего исследования - выявление количественных критериев оценки эхограмм, которые позволили бы объективизировать подход к эхографии молочных желез при диффузных мастопатиях.
Материалы и методы Для решения поставленной задачи произведено эхографическое обследование молочных желез у 221 пациентки в возрасте от 21 до 72 лет. Обследовано 160 женщин с клиническим диагнозом фиброаденоматоз или диффузная мастопатия.
Для уточнения особенностей строения молочных желез в норме мы выделили контрольную группу женщин без клинических проявлений заболеваний молочных желез, которая составила 61 чел. В репродуктивном возрасте находились 166 пациенток (75%), в менопаузе - 55 (25%). Менструирующие женщины обследованы в различные фазы менструального цикла.
Эхографию проводили на современном ультразвуковом приборе с использованием линейного датчика с частотой 7,5 МГц. Всем пациенткам проводилось измерение толщины слоя железистой ткани в каждом секторе молочной железы вдоль воображаемых радиарных линий, сходящихся к соску, в месте, где его толщина наибольшая. Также мы производили измерение показателей эхоплотности железистой ткани в различных участках молочных желез. Для этого мы использовали функцию "ECHO-LEVEL" (рис. 2). Для сопоставимости получаемых результатов измерения этих показателей проводились при одинаковой настройке аппарата: глубина сканирования - 5 см, усиление (Gain) - 66, динамический диапазон (Dynamic Range) - 72. Результаты и обсуждение Как показало наше исследование, толщина слоя железистой ткани в контрольной группе составила от 5 до 14 мм (в среднем 9,6 ± 2,4мм).
Толщина слоя железистой ткани и показатели ее эхоплотности варьировали в зависимости от возраста пациенток. Оценивая полученные результаты, нам удалось выявить, что с возрастом отчетливо прослеживается тенденция к уменьшению толщины слоя железистой ткани, в то время как показатели эхоплотности возрастают, вплоть до максимальных значений у женщин старше 54 лет.
Разброс показателей эхоплотности достаточно велик, но вместе с тем удается выделить 3 группы значений:
26-32 - средние, 33-37 - повышенные, 38-44 - значительно повышенные. Ультразвуковое изображение молочных желез в разные возрастные периоды меняется. Выделяют несколько УЗ-типов строения молочных желез у взрослых женщин: ювенильный, репродуктивный , предменопаузальный , постменопаузальный и УЗ-тип строения при беременности и лактации. Мы ставили своей задачей уточнить, всегда ли есть соответствие между возрастом пациентки и УЗ-типом строения молочной железы. Для этого мы распределили всех женщин на группы по УЗ-типам строения молочных желез, чтобы проследить, как в них меняется толщина слоя железистой ткани и показатели ее эхоплотности. Распределение по УЗ-типам строения молочных желез удалось произвести только в контрольной группе. У большинства пациенток с диффузной мастопатией оно оказалось невозможным, так как полученное эхографическое изображение или не соответствовало ни одному из УЗ-типов строения или отсутствовало физиологическое соответствие УЗ-типа строения молочной железы возрасту пациентки. Последнее мы расценили как один из важных эхографических признаков диффузной мастопатии.
Результаты нашего исследования выявили, что зависимость толщины слоя железистой ткани и показателей ее эхоплотности от УЗ-типа строения молочных желез такая же, как и от возраста, т.е. прослеживается тенденция к уменьшению толщины слоя железистой ткани, в то время как показатели эхоплотности возрастают, вплоть до максимальных значений. Это позволяет сделать вывод, что у здоровых женщин (без клинических проявлений заболеваний молочных желез) наблюдается соответствие между УЗ-типом строения молочных желез, толщиной железистого слоя, показателями эхоплотности и возрастом.
Таким образом, с точки зрения эхографии нормальной молочной железой можно назвать ту, в которой сохранена гармония между фиброзной и железистой тканью и есть физиологическое соответствие возрасту. С количественной точки зрения в нормальной молочной железе толщина слоя железистой ткани не должна превышать 14 мм, а показатели эхоплотности должны соответствовать возрасту . Из 160 женщин с клиническими проявлениями диффузной мастопатии у 116 (76%) было установлено утолщение слоя железистой ткани от 15 до 33 мм (в среднем до 21 мм).
В группе пациенток с клиническим диагнозом фиброаденоматоз или диффузная мастопатия эхографическое изображение варьировало в зависимости от преобладания какого-либо симптома мастопатии: железистой гиперплазии, фиброзных изменений, кистозного компонента, что позволило нам выделить 4 эхографических варианта диффузной мастопатии: железистый, кистозный, фиброзный, смешанный.
При мастопатии с преобладанием железистого компонента (в наших исследованиях 66 наблюдений - 41,2%) выявлялся утолщенный железистый слой в виде сплошного пласта железистой ткани средней или сниженной эхогенности . При мастопатии с преобладанием фиброзного компонента (16 женщин - 10%) определялся умеренно утолщенный железистый слой с явлениями фиброзирования железистой ткани в виде диффузного повышения ее эхогенности (что в наших исследованиях подтверждалось повышением показателей эхоплотности) и линейного фиброза, проявляющегося уплотнением стенок млечных протоков, междольковых перегородок и Куперовых связок. Часто наблюдалась дуктэктазия . При мастопатии с преобладанием кистозного компонента (30 наблюдений - 18,8%) кистозные изменения часто сочетались с явлениями фиброзирования железистой ткани и дуктэктазией . Наибольшая толщина железистого слоя наблюдалась при железистом и смешанном вариантах мастопатии. Показатели же эхоплотности были средними и повышенными. Фиброзный вариант характеризовался умеренным утолщением железистого слоя при значительном повышении показателей эхоплотности. Единственный вариант без тенденции к утолщению слоя железистой ткани - кистозная диффузная мастопатия, при которой толщина его была средней, а показатели эхоплотности повышенными и значительно повышенными.
Таким образом, практически при всех вариантах диффузной мастопатии мы выявили утолщение слоя железистой ткани более 14 мм, выраженное в большей или меньшей степени при разных ее вариантах, и изменения показателей эхоплотности железистой ткани. Однако эхографическим симптомом мастопатии мы считаем не увеличение или уменьшение показателей эхоплотности, а их изменения, не соответствующие возрасту пациентки. Например, значительно повышенные показатели эхоплотности железистой ткани (38-40) у пациентки репродуктивного возраста свидетельствуют о наличии фиброзного варианта диффузной мастопатии и наоборот, средние показатели (26-28) у пациентки в постменопаузальном периоде свидетельствуют о наличии железистого варианта мастопатии. Это позволило нам считать, что утолщение слоя железистой ткани более 14 мм и изменения показателей эхоплотности, не соответствующие возрасту пациентки, являются эхографическими симптомами диффузной мастопатии.
Таким образом, основными эхографическими симптомами диффузной мастопатии являются:
утолщение слоя железистой ткани более 14 мм; фиброзные изменения (фиброз стенок протоков, междольковых перегородок); изменения показателей эхоплотности железистой ткани, не соответствующие возрасту пациентки; наличие множественных кист; дуктэктазия; изменения сосково-ареолярного комплекса (дуктэктазия и фиброз стенок крупных протоков); несоответствие типа строения молочной железы возрасту. Выводы Эхография - высокоинформативный современный метод исследования молочных желез при диффузных мастопатиях, который позволяет не только выявлять изменения структуры молочных желез, но и дифференцировать различные варианты мастопатии.
Применение предложенных количественных критериев оценки эхограмм позволяет объективизировать подход к эхографии молочных желез, что создает возможность более тщательного наблюдения за пациентками и выявления даже незначительных изменений структуры в процессе динамического наблюдения. Поэтому мы считаем, что методика эхографии молочных желез должна включать в себя измерение толщины слоя железистой ткани и показателей ее эхоплотности.
Литература Заболотская Н.В. // Клиническое руководство по ультразвуковой диагностике/Под ред. В.В. Митькова, М.В. Медведева. - М.: Видар, 1996. - т.2. - С.331-367. Шипуло М.Г. Практическое руководство по ультразвуковой диагностике. М.: Высшая школа, 1995.- С. 174-234. Зайцев А.Н., Веснин А.Г., Семиглазов В.Ф. и др. Эхографические варианты фиброаденоматоза и диагностика минимальных карцином молочной железы// Вопросы онкологии. - 1998. - т.44. - N2. - С. 198-202. Сидоренко Л.Н. Мастопатия: психосоматические аспекты. Л.: Медицина, 1991. - С.264. Egan R.I. Breast sonography / Breast imaging; diagnosis and morphology of breast diseases. Philadelphia: Saunders, 1988. - p. 100-125. Leucht W. Teaching Atlas of breast ultrasound. Stuttgart.: Thieme Verlag, 1992.