Значение ультразвуковой томографии в диагностике и малоинвазивном лечении простой кисты почки.
Нечипоренко Н.А.1, Нечипоренко А.Н.2, Балла А.А.3
1Гродненский государственный медицинский университет, 2Гродненская городская больница скорой помощи, 3Гродненская областная больница.
В лечении простой кисты почки применяются два метода: 1) оперативное вмешательство (открытое или лапароскопическое) предполагающее иссечение свободной стенки кисты и 2) чрескожная пункция кисты под ультразвуковым наведением с эвакуацией ее содержимого, а в ряде случаев и с дренированием полости кисты [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Пункционный метод лечения простой кисты почки получил распространение благодаря внедрению в клинику методов визуализации внутренних органов – УЗИ и КТ. Для того чтобы содержимое в кисте после пункции не накапливалось, в ее полость вводят различные жидкие склерозирующие вещества: левомицетин, вибрамицин, фенол, соли висмута, магния, этиловый спирт и др. [ 4, 5, 7].
(опубликовано 31.10.2009)
Однако вместе с внедрением в практику пункционного метода лечения простой кисты почки, возник и целый ряд вопросов, требующих изучения: это особенности осложнений после пункции кисты почки, частота и причины рецидивов кист после пункции; какое вещество необходимо вводить в полость кисты для облитерации ее полости.
В связи с изложенным представляет интерес критический анализ собственных результатов лечения простой кисты почки методом чрескожной пункции под ультразвуковым наведением.
Материалы и методы.
Анализу подвергнуты 190 больных с одиночной простой кистой почки. Мужчин было 128 женщин 62 возраст пациентов 27-72 года (Табл. 1). У всех киста почки была диагностирована в ходе УЗИ. УЗИ проводили на диагностической ультразвуковой установке Sonoline SL-2 фирмы Simens. Использовали наружные датчики с частотой 3,5-5 МГц. После установления диагноза лечение по поводу кисты почки провели 160 пациентам, размеры кист у которых были 5 см и более.
Из-за малых размеров простой кисты (2-3 см в диаметре) 30 пациентам после установления диагноза никакой терапии не проводилось, они подверглись только ультразвуковому мониторингу (группа пациентов - "наблюдение") (Табл. 1).
Чрескожная пункция кисты с эвакуацией содержимого выполнена 40 пациентам (группа пациентов - "пункция"); чрескожная пункция кисты с эвакуацией содержимого и введением в полость этилового спирта - 120 больным (группа пациентов - "пункция+алкоголизация") (Табл. 1).
Пункцию кист выполняли под ультразвуковым наведением.
Техника чрескожной пункции кисты почки под ультразвуковым наведением описана нами в деталях в методических рекомендациях для врачей [5], поэтому здесь мы приведем ее только схематично.
В положении больного на здоровом боку проводится эхоскопия почки. На экран монитора выводится киста (Рис. 1), после чего приступают к выполнению пункции кисты. Все этапы процедуры проводятся под контролем эхоскопии. При использовании ультразвукового пункционного датчика игла продвигается к кисте по направляющему каналу. Момент проникновения иглы в просвет кисты четко фиксируется на экране монитора в виде яркой белой точки или полоски в полости кисты (Рис. 2). При аспирации в шприц начинает поступать содержимое кисты, которая по мере эвакуации содержимого уменьшается в размерах (Рис. 3). После полной эвакуации содержимого из кисты жидкость в ее проекции не определяется и все сегменты почки четко выводятся на экран (Рис. 4). В полость кисты вводится 96о этиловый спирт в объеме равном 50% от объема эвакуированной жидкости и на экране монитора опять появляется скопление жидкости в кисте (Рис. 5 ). Результаты наблюдения за пациентами после установления диагноза или проведенного лечения проанализировали в группах пациентов по видам проведенной терапии в течение 3-х лет. Пациентам выполняли УЗИ почек и проводили тщательное измерение большего диаметра кист. Контрольные осмотры проводили в сроки 1; 3; 6; 12; 36 месяцев после лечения или установления диагноза. Если после лечения киста определялась при УЗИ, то ее диаметр выражали в % от диаметра кисты до лечения. Эту величину назвали "относительным диаметром". Значение более 100% означало увеличение кисты относительно ее первоначальных размеров, а менее 100% - уменьшение в размерах. Когда киста не определялась совсем, то это состояние определялось как 0%.
Результаты и обсуждение.
Непосредственные результаты. Среди 40 пациентов которым была выполнена только пункция кисты с эвакуацией ее содержимого у 11 в течение 2-3-х дней отмечались боли в поясничной области и у 3-х из них при УЗИ была выявлена гематома в полости кисты. Специального лечения больным не потребовалось.
После пункции кисты и эвакуации содержимого 120-ти пациентам в полость кисты вводили 96о этиловый спирт. Более 150 мл спирта одномоментно в полость кисты не вводили. Если к моменту начала введения спирта в полости кисты остается часть ее содержимого, то попадание спирта в полость кисты на экране монитора фиксируется отчетливо, благодаря появлению мелких гиперэхогенных структур в содержимом кисты. Эти плотные структуры являются результатом коагуляции белка, находящегося в содержимом кисты. Хаотичное движение плотных мелких структур в полости кисты можно сравнить с полетом снежинок во время пурги. Мы назвали эту картину "эффект пурги". Появление на экране монитора этого эффекта подтверждает введение спирта в полость кисты.
Среди этих 120 больных, у 23 (19,2+/-3,6%) в момент введения спирта в полость кисты возникли интенсивные боли в области почки, у 18-х из них болевой синдром меньшей интенсивности, продолжался в течение 3-5 дней и сопровождался повышением температуры тела до 38-39о С, что требовало введения аналгетиков и антибиотиков. Болевой синдром в момент введения спирта явился началом развития и других осложнений в послеоперационном периоде. Так у 8 человек на 3-4 сутки после процедуры отмечено образование сгустка крови заполнившего всю полость кисты. Скопление крови в полости кисты имело характерную эхоскопическую картину: в области бывшей локализации кисты отмечалось округлое образование плотность которого была аналогичной плотности почечного синуса.
Еще у 4-х человек после пункции кисты и введения в ее полость спирта возникла макрогематурия, которая продолжалась в течение 2-3-х дней.
Консервативными мероприятиями осложнения у 20 больных были ликвидированы. Трое из этих пациентов на 8-9-е сутки после пункции подверглись люмботомии, поскольку клинически нельзя было исключить нагноение гематомы в полости кисты.
Длительность пребывания пациентов в стационаре после пункции кисты без осложнений составляла 3-4 дня.
Отдаленные результаты. I. Состояние кист у пациентов не подвергавшихся специальному лечению (группа "наблюдение"). К третьему году после выявления кисты увеличение ее в размерах по данным УЗИ отмечено у всех 30 пациентов. У 16 человек киста увеличилась не более чем на 25% по сравнению с первоначальными размерами. У 14 человек диаметр кист увеличился на 26-75% по сравнению с первоначальной величиной. Т.о. простая киста почки не подвергнутая лечению имеет тенденцию к постоянному увеличению, что требует диспансерного наблюдения за пациентом.
II. Результаты наблюдения за пациентами, перенесшими только пункцию кисты (группа "пункция"). Через 1 месяц после пункции кисты и эвакуации ее содержимого по данным УЗИ киста определялась у всех 40 пациентов. Диаметр кисты превышал первоначальный на 7- 25% у 6 человек и у остальных 34-х пациентов размеры кисты стали меньше первоначальных, но не более чем на 50% . Через 3 года уменьшение кисты в размерах по данным УЗИ отмечено у 8 человек, киста не определялась – у 1-го, у остальных (31 человек) киста превышала первоначальные размеры. Причем у 17 человек увеличение кисты было в пределах 25% от первоначальной величины и у 14 – увеличение размеров было более 25%. Таким образом лечение простой кисты почки только пункцией с эвакуацией содержимого является не адекватной терапией.
III. Результаты наблюдения за пациентами из группы "пункция + алкоголизация". После пункции кисты с алкоголизацией ее полости в течение года размеры кисты уменьшались постепенно (Табл. 3). Так через 1 месяц после процедуры киста определялась у всех 120 человек, но ее размеры превышали первоначальные только у 8 пациентов. Этим больным процедура проведена повторно, а у остальных размеры кисты были меньше первоначальных. Через 3 месяца у 35 человек киста уже не определялась при ультразвуковом исследовании, у 3-х киста имела размеры превышавшие исходные на 6-25% и у 82-х человек размеры кист были меньше первоначальных.
Через 1 год после пункции с алкоголизацией полости кисты только у 6-ти человек из 120 при УЗИ определялась киста, причем диаметр кист составлял 18-22% первоначальной величины (табл. 3). Через 3 года киста не определялась у 113-ти человек, у 7 киста была размерами не более 50% первоначальной величины (табл. 3), но у 4-х из них киста появилась в этой же почке, но в новом месте.
Выводы:
1. Ведущим методом диагностики простой кисты почки является ультразвуковое сканирование. 2. Чрескожная пункция простой кисты почки под ультразвуковым наведением с эвакуацией содержимого и однократным введением в полость этилового спирта позволяет добиться излечения в 94,2% случаев. 3. После проведенного лечения простой кисты почки методом чрескожной пункции необходим ультразвуковой мониторинг пациентов для контроля за эффектом терапии.
Литература:
1. ИГНАШИН Н.С., ТРОИЦКИЙ О.А., АРУТЮНЯН С.М. Диагностика и лечение кистозных заболеваний почек с помощью чрескожных пункционных методов под ультразвуковым контролем // Урол. и нефро.-1989. - N6. – С.17-22. 2. ЛОПАТКИН Н.А., ЛЮЛЬКО А.В. Аномалии мочеполовой системы. – Киев, "Здоров?я", 1987. – 415с. 3. ЛОПАТКИН Н.А., МАЗО Е.Б. Простая киста почки. – М., 1982. – С.98. 4. МОРОЗОВ А.В. Рентгеноинструментальное лечение в урологии. Дис. ... д-ра мед. наук. – М., 1986. 5. НЕЧИПОРЕНКО Н.А., НЕЧИПОРЕНКО А.Н., БАЛЛА А.А., КРАВЧУК В.Р. Лечение больных с простыми кистами почки методом чрескожной пункции (методические рекомендации). – Минск, 2001. – 18с. 6. ШАБЛИНСКИЙ Е.В., КРУГЛЯКОВ П.А. Чрескожные пункционные методы диагностики и лечения заболеваний почек // Урол. нефрол. – 1986. - N 1. – С.15-18. 7. HOLMBERG G., HIETALA S. Treatment of simple renal cists by perkutaneous puncture and instillation of bismuth-phosphate // Scand. J. Urol. Nephrol. – 1989. – Vol. 23. – P.207-212.