Ни одна медицинская проблема не будет актуальной до тех пор, пока не становится социально значимой. Проблемы нарушения слуха имеют особое значение, когда встает вопрос, как молодому человеку с ограниченными возможностями по слуху (инвалиду) дать высшее образование. В отличие от других стран, в России нет высших учебных заведений только для инвалидов. В МГТУ им. Н.Э. Баумана подготовка высококвалифицированных специалистов из инвалидов по слуху осуществляется с 1934 года. Бауманский институт явился первым в мире высшим учебным заведением общего типа, в котором успешно реализованы и продолжают развиваться программы инженерного образования этой категории инвалидов. Анализ систем высшего образования для инвалидов по слуху за рубежом и в нашей стране позволяет выделить два основных подхода к организации образовательного пространства для инвалидов: «дефектологический», нацеленный на компенсацию дефектов в условиях специальных учебных учреждений и «интеграционный», в котором акцент делается на создание специальных условий обучения и деятельности этих лиц в условиях образовательного учреждения общего типа. Анализ специальных организационных структур, методологического, технологического, технического, программного, информационного, кадрового и других видов обеспечения, сложившихся традиций, форм, содержания и методов подготовки специалистов и профессионалов из инвалидов позволили разработать для них новую систему непрерывного многоуровневого интегрированного высшего профессионального образования в техническом университете. Первый этап – одногодичный. Группы формируются преимущественно по одинаковому типу коммуникативного восприятия. Он нацелен на социальную и психологическую адаптацию студентов. Второй этап – двухлетний. Это смешанная форма обучения. Предусматривает продолжение первого этапа и технологическую адаптацию, получение диплома о неполном высшем образовании. По окончании первой ступени студенты переводятся в общие группы. Третий этап реализуется в форме полного интегрированного обучения и предполагает получение степеней вначале бакалавра, затем инженера-специалиста или магистра по специальности. В процессе учебы студенты-инвалиды изучают специальные реабилитационные курсы (введение в культурологию, основы реабилитации инвалидов в контексте медико-технологической и медико-социальной реабилитации, теоретические основы и практика речевой коммуникации и многие другие), а так же проходят обучение на трех престижных факультетах университета («Робототехника и компьтерная автоматизация», «Информатика и системы управления», «Машиностроительные технологии»). При поступлении абитуриенты на общих основаниях сдают три тест-экзамена. Они проходят отборочную экспертную комиссию, в состав которой входят врачи разных специальностей, психолог. Формирование групп осуществляется по преимущественному типу коммуникативного восприятия. Во время обучения в университете проводится периодическое тестирование динамики развития умственной работоспособности, адаптивных процессов и уровня невротизации, преобладающего типа коммуникативного восприятия. В процессе обучения мы сталкиваемся с некоторыми проблемами: проблемой обучаемости, диагностики и реабилитации слуха, отхода от сурдоперевода, технического оснащения учебного процесса. На наш взгляд, необходимо в дальнейшем уделять больше внимания решению следующих проблем: 1) Организация на современном научном и техническом уровне медицинской реабилитации плохослышаших и глухих. 2) Необходимы реально работающие медико-социально-реабилитационные отделения для инвалидов на базах обслуживающих образовательные учреждения поликлиник или сурдологических центров. 3) Требуется пересмотреть качество получения информации по отдельным проблемам («медико-социальная реабилитация инвалидов послуху», «специальные валеотехнологии для глухих и плохослышащих», «обучение жизни с инвалидностью» и др.). Подобное обучение может быть организовано в виде семинаров, лекций, главное, чтобы в них принимали участие обе заинтересованные стороны www.rusmg.ru