Главная страница Медпром.ру

Обзоры и публикации Торговые организации Медицинская литература Сделай заказ
на Медпром.ру
получи СКИДКУ!
English

 Изделия   Компании   Прайсы   Спрос   Мероприятия   Пресса   Объявления   Обзоры   Книги   Госторги   Поиск на сайтах    Исследования 

Статьи   Рубрикатор Медпром  

Часть 3. Договор оказания медицинских услуг как средство защиты интересов медицинского учреждения




Источник: Медицинская техника Сибири, журнал

Сроки получения услуг
Продолжение, начало в журнале "Медицинская техника Сибири" и на сайте Медпром.ру N - 2007, 1 (6)-2008 г.
(опубликовано 28.04.2008)

Договор оказания медицинских услуг как средство защиты интересов медицинского учреждения.

Продолжение, начало в номерах N - 2007, 1 (6)-2008 г.

Сроки получения услуг

Вступая в договорные отношения с потребителем исполнитель связан предписанием закона о соблюдении срока исполнения услуги (ст. 27 Закона о защите прав потребителей)
Это либо дата, к которой должно быть закончено оказание услуги, либо дата к которой она должна быть начата исполнителем. Если услуга продолжительная, должны предусматриваться частные сроки выполнения ее этапов.
Просрочка исполнения влечет правовые последствия. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Исполнитель вправе предложить варианты разрешения ситуации, связанной с просрочкой исполнения медицинской услуги, но окончательное решение принимает именно потребитель.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Пример из личной практики автора - в Екатеринбурге: протезирование молодой женщины металлокерамикой согласно договора должно было быть завершено к началу отпуска потребителя, уже купившего туристическую путевку в Турцию. Стоматологическая клиника в установленный договором срок не смогла изготовить протез. В результате стоматологическая клиника вынуждена была возместить потребителю убытки, связанные с возвратом путевки.
Если потребитель назначает новый срок, то данный факт должен быть зафиксирован в письменном документе – договоре.
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Требования потребителя, о которых мы указывали выше, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Обстоятельства непреодолимой силы - не зависящие от воли и действий участников экономического соглашения обстоятельства, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства.
Обязательного и законченного перечня обстоятельств непреодолимой силы ни отечественная, ни международная законодательные базы не содержат. Неопределенность в отношении этого вопроса при составлении договора нежелательна и даже опасна. Нередко стороны ограничиваются такой фразой: "Стороны не несут ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение обязательств), если исполнению препятствовали обстоятельства непреодолимой силы" - и на этом ставят точку. Между тем, если отсутствует конкретный перечень тех обстоятельств, которые стороны считают непреодолимыми, могут неизбежно возникнут разногласия по поводу, является ли данное препятствие непреодолимым. Практика показывает, что целесообразно указывать следующие обстоятельства: землетрясения, наводнения, пожары, гражданские беспорядки, отраслевые забастовки персонала, война и военные действия, публикация нормативных актов запрещающего характера и др. Конечно, для Новосибирска землетрясение достаточно проблематично, но вполне достаточно вспомнить пожар, который имел место в ЦУМе.
Об обстоятельстве непреодолимой силы потребитель должен быть уведомлен любым из доступных способов связи с обязательным подтверждением о его получении (телефакс, телеграф, заказное письмо и др.). Окончательное решение о том, было ли обстоятельство непреодолимым, принадлежит суду. Именно суд дает правовую квалификацию этому обстоятельству, т.е. признать его чрезвычайным и непредотвратимым в сложившихся условиях. Возникновение пожара после того, как медицинскому учреждению были вручены предписания от государственной противопожарной службы об устранении нарушения едва ли суд признает чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами.
Вторым обстоятельством, освобождающим исполнителя медицинской услуги от юридической ответственности и за просрочку исполнения является вина потребителя. Вина в гражданском праве представляет собой отсутствие должных мер заботливости и осмотрительности, которые необходимо соблюдать каждому участнику гражданского оборота во благо других участников. Вина имеет форму умысла и неосторожности. Применительно к умыслу вина потребителя заключается в том, что он знал и желал того, что его действие или бездействие может привести к прострочке исполнения обязательства исполнителем. Например, при эксимерлазерной коррекции зрения пациент намеренно скрыл информацию об обострении язвы желудка. Если же пациент знал об обострении данного заболевания, но в силу отсутствия специальных познаний в области офтальмологии посчитал, что обострение никак не может повлиять на длительность послеоперационного периода и, соответственно, не поставил об этом в известность исполнителя, то в данном случае имеют место признаки вины в форме неосторожности.
Сложностью освобождения от юридической ответственности за просрочку исполнения обязательства по вине потребителя является необходимость доказывания исполнителем вины потребителя. В вышеназванном примере вина в форме умысла может быть доказана предоставлением информированного добровольного согласия с подписью потребителя, в котором говорится о том, что оперативное вмешательство при обострении хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта может повлечь удлинение послеоперационного периода, а также, например данных эзофагогастродуоденоскопии потребителя перед эксимерлазерной коррекции.
В целом доказывать вину потребителя достаточно сложно, что на взгляд автора статьи делает весьма призрачными шанс медицинскому учреждению избежать юридической ответственности за просрочку исполнения обязательства по данному основанию.

Продолжение следует.

Директор Центра медицинского права, эксперт журнала «Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза», член Общественного совета по защите прав пациентов при федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, юрист медицинского права
Панов Алексей Валентинович
e-mail: cmp@pravo-med.ru


Требование для любых розничных магазинов всего одно — чтобы был фискальный кассовый аппарат. Возможности современных аппаратов просто поразительны: они могут печатать на большой скорости, выдавать на чеке самый разнообразный информационно-рекламный текст, в т.ч. И QR-код. Да и устанавливать их можно по своему желанию.

[Комментировать/Задать вопрос/Ответить]   


 
 
Developed by Net-prom.ru

  Поиск организаций  Все изделия  Заказ изделий 
   
(c) Медпром.ру 2001
А.Яблуновский
А.Акопянц

support@medprom.ru
  +79508406000

 
 

Поставьте нашу кнопку на свой сайт!
Обмен ссылками

     Мы принимаем WebMoney    Я принимаю Яндекс.Деньги