Главная страница Медпром.ру

Прайс-листы Объявления специалистов Оборудование и изделия Продвижение товаров и услуг медицинских компаний Сделай заказ
на Медпром.ру
получи СКИДКУ!
English

 Изделия   Компании   Прайсы   Спрос   Мероприятия   Пресса   Объявления   Обзоры   Книги   Госторги   Поиск на сайтах    Исследования 

Статьи   Рубрикатор Медпром  

Психологическое здоровье в фокусе внимания гражданского общества




Источник: Медицинская техника Сибири, журнал

(опубликовано 28.04.2008)

В общей иерархии проблем страны и системе ее безопасности здоровье нации занимает одно из ведущих мест. Оно является социально-значимым феноменом, по уровню и состоянию которого судят о степени развития и благополучия общества.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное душевное и социальное благополучие». В данном случае мы останавливаемся понятии «душевное благополучие», которое можем рассматривать как психологическое здоровье. А основными характеристиками психологического здоровья в научной литературе принято считать следующее:
Чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе;
Ощущение себя на своем месте;
Освобождение от негативных чувств и иллюзий;
Радость, получаемая от служения людям;
Дисциплинированность и реалистичность;
Глубокое и всестороннее самопознание;
Ощущение своего единства с жизнью;
Свобода, как возможность быть собой.
Но строгий научный язык не позволяет получить целостный, завершенный портрет психологически здорового человека. Мы провели собственное социологическое исследование: «Портрет психологически здорового человека», в котором принимали участие студенты старших курсов ВУЗов и специалисты, имеющие высшее образование.
После обработки полученных данных, сформировался следующий образ:
Гармоничный;
Адекватный;
Способный контролировать свои эмоции;
Уравновешенный;
Здравомыслящий, умный;
Располагающий к себе;
Идущий на контакт.
Данные характеристики актуальны для людей в любом возрасте (при соответствующих модификациях). Особое внимание при этом стоит уделять психологическому здоровью детей и подростков, так как именно оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, а так же является чутким барометром социально-экономического состояния страны.
С начала 90-х годов наблюдается выраженная тенденция к ухудшению состояния здоровья детского населения, проявляющееся в:
Значительном снижении числа абсолютно здоровых детей;
Стремительном росте числа функциональных нарушений и хронических заболеваний;
Изменение структуры хронической патологии (в 2 раза – пищеварение, в 4 – опорно-двигательный аппарат, в 3 – болезни почек);
Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (в среднем на ребенка 7-8 лет – 2 диагноза, 10-11 лет – 3, 16-17 лет – 4).
Если не учитывать особенностей физического состояния таких детей в процессе обучения и воспитания, то будет страдать в первую очередь их психологическое здоровье. Этот факт подтвержден данными Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходят 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до60-70%.
Многолетние исследования позволили выделить и проранжировать те школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей:
• Стрессовая педагогическая тактика;
• Интенсификация учебного процесса;
• Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
• Нерациональная организация учебной деятельности;
• Низкая грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Влияние ШФР очень сильно, так как они действуют
• Системно и комплексно;
• Длительно и непрерывно;
• Негативное влияние приходится на период интенсивного роста и развития организма.
В связи с этим, сегодня термин «здоровьесбережение» или «здоровьесберегающие технологиии» становится очень популярным. Он употребляется в контексте проблем сохранения физического, психического и психологического здоровья дошкольника и школьника.
Задача по реализации «здоровье сберегающих технологий» возложена на службу практической психологии, подтверждая таким образом актуальность психологического сопровождения в процессе формирования здоровьесберегающей среды. При этом стоит помнить, что оптимизация образовательного процесса возможна лишь при взаимодействии всех специалистов образовательной среды: администрация, учителя, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и медицинские работники.
Но, при этом образовательная среда не может и не должна функционировать изолированно от социального пространства страны в целом.
Внутренне личность существенно зависит от среды обитания, форм поведения, связанных с общением и взаимодействием людей. Многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни можно рассматривать как репродуктивность психологического здоровья. Данный процесс включает в себя освоение:
• Культурных человеческих отношений;
• Социальных норм, необходимых для взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения;
• Активное познание человеком окружающей среды, его социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и групповой работы, развитие для этого необходимых способностей.
В качестве основных источников репродуктивности психологического здоровья индивида помимо школы выступают семья, общественные институты и организации, печать, радио, телевидение. Так же прикладным, но очень важным механизмом репродуктивности является идентификация. Ребенок, по мере того как растет, идентифицирует себя с родителями, сверстниками, окружающими. Другими словами, источником идентификации служат окружающие люди, несущие в себе качества, формы, образцы поведения (часто далекие от идеала). Что на сегодняшний день наглядно демонстрирует статистика. Так, на примере структуры по г. Новосибирску за 2005 год – 15,1 (на1000 населения), на второе место выходят так называемые внешние или «нецивилизованные» причины смертности (13,7%), которые включают травмы, отравления, убийства, суициды. Так же в Новосибирске отмечаются тенденции роста госпитализации по поводу травм и отравлений в периоды с 2005 по 2006 гг. : среди взрослого населения на 12,34%, подростков – на 0,05%, детей – на 0,23%. Рост смертности у подростков от травм и отравлений на 0, 33%. Анализ структуры вызовов бригад скорой помощи показывает преобладание вызовов по поводу черепно-мозговых и скелетных травм, которые суммарно составляют более половины всех несчастных случаев.
Данная информация наглядно представляет уровень нестабильности и невротизации нашего общества, то есть болезнь становится не только проблемой, но и характеристикой общества. Не только индивид может стать «ненормальным» - вся общественная жизнь становится нездоровой и даже патологичной.
Если говорить о необходимости восстановления психологического здоровья, то надо в первую очередь обратить внимание на существующие препятствия. Например, стереотипность подходов (все, что касается здоровья, подается нудно, однобоко, в виде морализаторства и, естественно, проигрывает на фоне того, как привлекательно выглядит его антипод).
Разрабатывая программы по восстановлению и сохранению психологического здоровья необходимо опираться на ресурсы общества, способствующие выздоровлению:
• Координация деятельности всех служб, ответственных за сохранение здоровья;
• Больше внимания уделять первичной профилактике, способствующей созданию позитивных ценностей;
• Учитывать необходимость подачи информации в форме, доступной для различных возрастных групп, для людей с разным образовательным цензом, для людей с ограниченными возможностями;
• Осуществлять поиск разнообразных форм проведения профилактических мероприятий;
• Организовать многообразие досуга
• Ориентировать подрастающее поколение на раскрытие собственных возможностей, отказываясь подражать псевдоэталонам;
• Обучать население навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций.
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что оздоровление нации – процесс требующий комплексного подхода и эффективность его зависит не только от действий государственных служб, но и от каждого конкретного человека, учителя, психолога, врача, родителя.

Нестеренко Татьяна Владимировна
Центр медицинской профилактики


Что делать если в доме вдруг отказало электричество или ваша дача или просто место отдыха находится довольно далеко от цивилизации? Помогут генераторы дизельные, которые смогут обеспечить необходимым электричеством как маленькую палатку, так и целое производство. В зависимости от потребностей генераторы бывают различных размеров.

[Комментировать/Задать вопрос/Ответить]   


 
 
Developed by Net-prom.ru

  Поиск организаций  Все изделия  Заказ изделий 
   
(c) Медпром.ру 2001
А.Яблуновский
А.Акопянц

support@medprom.ru
  +79508406000

 
 

Поставьте нашу кнопку на свой сайт!
Обмен ссылками

     Мы принимаем WebMoney    Я принимаю Яндекс.Деньги