В общей иерархии проблем страны и системе ее безопасности здоровье нации занимает одно из ведущих мест. Оно является социально-значимым феноменом, по уровню и состоянию которого судят о степени развития и благополучия общества. По определению Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное душевное и социальное благополучие». В данном случае мы останавливаемся понятии «душевное благополучие», которое можем рассматривать как психологическое здоровье. А основными характеристиками психологического здоровья в научной литературе принято считать следующее: Чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе; Ощущение себя на своем месте; Освобождение от негативных чувств и иллюзий; Радость, получаемая от служения людям; Дисциплинированность и реалистичность; Глубокое и всестороннее самопознание; Ощущение своего единства с жизнью; Свобода, как возможность быть собой. Но строгий научный язык не позволяет получить целостный, завершенный портрет психологически здорового человека. Мы провели собственное социологическое исследование: «Портрет психологически здорового человека», в котором принимали участие студенты старших курсов ВУЗов и специалисты, имеющие высшее образование. После обработки полученных данных, сформировался следующий образ: Гармоничный; Адекватный; Способный контролировать свои эмоции; Уравновешенный; Здравомыслящий, умный; Располагающий к себе; Идущий на контакт. Данные характеристики актуальны для людей в любом возрасте (при соответствующих модификациях). Особое внимание при этом стоит уделять психологическому здоровью детей и подростков, так как именно оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, а так же является чутким барометром социально-экономического состояния страны. С начала 90-х годов наблюдается выраженная тенденция к ухудшению состояния здоровья детского населения, проявляющееся в: Значительном снижении числа абсолютно здоровых детей; Стремительном росте числа функциональных нарушений и хронических заболеваний; Изменение структуры хронической патологии (в 2 раза – пищеварение, в 4 – опорно-двигательный аппарат, в 3 – болезни почек); Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (в среднем на ребенка 7-8 лет – 2 диагноза, 10-11 лет – 3, 16-17 лет – 4). Если не учитывать особенностей физического состояния таких детей в процессе обучения и воспитания, то будет страдать в первую очередь их психологическое здоровье. Этот факт подтвержден данными Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходят 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до60-70%. Многолетние исследования позволили выделить и проранжировать те школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей: • Стрессовая педагогическая тактика; • Интенсификация учебного процесса; • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; • Нерациональная организация учебной деятельности; • Низкая грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья. Влияние ШФР очень сильно, так как они действуют • Системно и комплексно; • Длительно и непрерывно; • Негативное влияние приходится на период интенсивного роста и развития организма. В связи с этим, сегодня термин «здоровьесбережение» или «здоровьесберегающие технологиии» становится очень популярным. Он употребляется в контексте проблем сохранения физического, психического и психологического здоровья дошкольника и школьника. Задача по реализации «здоровье сберегающих технологий» возложена на службу практической психологии, подтверждая таким образом актуальность психологического сопровождения в процессе формирования здоровьесберегающей среды. При этом стоит помнить, что оптимизация образовательного процесса возможна лишь при взаимодействии всех специалистов образовательной среды: администрация, учителя, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и медицинские работники. Но, при этом образовательная среда не может и не должна функционировать изолированно от социального пространства страны в целом. Внутренне личность существенно зависит от среды обитания, форм поведения, связанных с общением и взаимодействием людей. Многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни можно рассматривать как репродуктивность психологического здоровья. Данный процесс включает в себя освоение: • Культурных человеческих отношений; • Социальных норм, необходимых для взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения; • Активное познание человеком окружающей среды, его социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и групповой работы, развитие для этого необходимых способностей. В качестве основных источников репродуктивности психологического здоровья индивида помимо школы выступают семья, общественные институты и организации, печать, радио, телевидение. Так же прикладным, но очень важным механизмом репродуктивности является идентификация. Ребенок, по мере того как растет, идентифицирует себя с родителями, сверстниками, окружающими. Другими словами, источником идентификации служат окружающие люди, несущие в себе качества, формы, образцы поведения (часто далекие от идеала). Что на сегодняшний день наглядно демонстрирует статистика. Так, на примере структуры по г. Новосибирску за 2005 год – 15,1 (на1000 населения), на второе место выходят так называемые внешние или «нецивилизованные» причины смертности (13,7%), которые включают травмы, отравления, убийства, суициды. Так же в Новосибирске отмечаются тенденции роста госпитализации по поводу травм и отравлений в периоды с 2005 по 2006 гг. : среди взрослого населения на 12,34%, подростков – на 0,05%, детей – на 0,23%. Рост смертности у подростков от травм и отравлений на 0, 33%. Анализ структуры вызовов бригад скорой помощи показывает преобладание вызовов по поводу черепно-мозговых и скелетных травм, которые суммарно составляют более половины всех несчастных случаев. Данная информация наглядно представляет уровень нестабильности и невротизации нашего общества, то есть болезнь становится не только проблемой, но и характеристикой общества. Не только индивид может стать «ненормальным» - вся общественная жизнь становится нездоровой и даже патологичной. Если говорить о необходимости восстановления психологического здоровья, то надо в первую очередь обратить внимание на существующие препятствия. Например, стереотипность подходов (все, что касается здоровья, подается нудно, однобоко, в виде морализаторства и, естественно, проигрывает на фоне того, как привлекательно выглядит его антипод). Разрабатывая программы по восстановлению и сохранению психологического здоровья необходимо опираться на ресурсы общества, способствующие выздоровлению: • Координация деятельности всех служб, ответственных за сохранение здоровья; • Больше внимания уделять первичной профилактике, способствующей созданию позитивных ценностей; • Учитывать необходимость подачи информации в форме, доступной для различных возрастных групп, для людей с разным образовательным цензом, для людей с ограниченными возможностями; • Осуществлять поиск разнообразных форм проведения профилактических мероприятий; • Организовать многообразие досуга • Ориентировать подрастающее поколение на раскрытие собственных возможностей, отказываясь подражать псевдоэталонам; • Обучать население навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций. Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что оздоровление нации – процесс требующий комплексного подхода и эффективность его зависит не только от действий государственных служб, но и от каждого конкретного человека, учителя, психолога, врача, родителя.
Нестеренко Татьяна Владимировна Центр медицинской профилактики
Что делать если в доме вдруг отказало электричество или ваша дача или просто место отдыха находится довольно далеко от цивилизации? Помогут генераторы дизельные, которые смогут обеспечить необходимым электричеством как маленькую палатку, так и целое производство. В зависимости от потребностей генераторы бывают различных размеров.