|
|
English |
|
Изделия
Компании
Прайсы
Спрос
Мероприятия
Пресса
Объявления
Обзоры
Книги
Госторги
Поиск на сайтах
Исследования
Обзоры и аналитика Программное обеспечение для медицины Концепция развития ИКТ в здравоохранении
|
Эльянов Михаил Михайлович (info@armit.ru)
Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ), Москва (опубликовано 28.06.2006)
Преамбула Несмотря на то, что в настоящее время разработаны сотни медицинских компьютерных систем (только в каталоге "Медицинские информационные технологии - 2006" их более 750), внедрение этих систем в практическое здравоохранение происходит крайне медленными темпами. Почему это происходит? Безусловно, имеется ряд объективных причин, на которые принято указывать: отсутствие средств, недостатки тех или иных систем и т.д. Однако, главная причина - отсутствие политики в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на государственном уровне и практически полное отсутствие такой политики в абсолютном большинстве регионов. Как следствие - отсутствие цивилизованного рынка ИКТ для здравоохранения; и в частности: 1. Отсутствие концепции развития компьютеризации здравоохранения. 2. Медицинское сообщество в своем подавляющем большинстве ни профессионально, ни психологически не готово использованию ИКТ. Отсутствует система обучения и повышения квалификации медицинского персонала в области использования компьютерных систем. Отсутствует литература и методические материалы по ИКТ медиков. Абсолютное большинство работников здравоохранения не имеет доступа к систематизированной информации: - о существующих ИКТ, - о требованиях, которые должны предъявляться к ИКТ, разрабатываемым по заказу медицинских учреждений, - о техническом обслуживании ИКТ, - о сравнительных характеристиках средств вычислительной техники и принципах их выбора, - о коммуникационных возможностях (подключение к ЛВС, выход в Интернет по выделенной линии и т.д.), - о принципах выбора системного программного обеспечения, - о возможностях немедицинских ИКТ (справочные системы, каталоги, Интернет-ресурсы и т.д.), - о экономических, организационных, эргономических, психологических, санитарно-гигиенических аспектах внедрения и использования ИКТ, - о современных тенденциях развития и использования ИКТ. Примечание. Без решения вопросов подготовки медиков многие пункты программы по компьютеризации здравоохранения не смогут быть реализованы в полном объеме, а некоторые - фактически потеряют смысл: компьютерными технологиями некому будет пользоваться, либо они будут откровенно саботироваться. 3. Отсутствие нормативных документов, регламентирующих использование компьютерных систем в ЛПУ в сфере электронного документооборота, защиты информации, сертификации программных средств и т.д. 4. Практически полное отсутствие стандартов передачи данных и информационного обмена. 5. Отсутствие экономического обоснования целесообразности использования компьютерных систем в ЛПУ; и, как следствие, отсутствие стимулов и механизмов привлечения бизнеса к решению задач разработки и использования медицинских ИКТ. 6. Откровенно негативное отношение к компьютеризации со стороны значительной части руководства органов управления здравоохранением и руководителей ЛПУ. 7. Отсутствие прогнозируемого спроса. Это приводит с одной стороны к снижению финансово - и трудоемких "накладных" расходов (снижение качества технической документации, отказ от прохождения сертификации и т.д.), а с другой - к неоправданному росту цен (следствие малотиражности), что в свою очередь не способствует популярности компьютерных систем. 8. Отсутствие систематизированной информации о существующих системах. ЛПУ очень часто приобретают компьютерные системы далеко не лучшего качества, у "случайных" разработчиков (в т.ч. системы, существующие исключительно на бумаге или в единственном экземпляре, разработанные "на коленке"); по необоснованным ценам. Растет ничем неоправданное дублирование разработок. 9. Профессиональное сообщество раздроблено. Многие его члены заинтересованы не в создании единого информационного пространства, а в получении нищенских крох со стола финансирования здравоохранения или (и) в сохранении своей роли в уже существующих сферах влияния. Кроме того, без создания современной информационной и, как следствие, управленческой инфраструктуры Национальный проект в здравоохранении в полном объеме выполнен не будет, т.к.: - решение любой серьезной задачи в государственном масштабе предполагает комплексное использование ИКТ, - контроль за выполнением этих задач и эффективная обратная связь без компьютеризации на всех уровнях невозможны. Т.о. без создания конкретной, рабочей концепции развития ИКТ ни одна из перечисленных выше проблем решена быть не может. Ниже приведены предложения по содержанию концепции и по программе работ по ее реализации. Цель разработки концепции: - определить цели и "правила игры" в сфере ИКТ здравоохранения - создать организационную, информационную, техническую инфраструктуры, способствующую развитию и эффективному использованию ИКТ в здравоохранении, - создать благоприятный климат развитию ИКТ; в т.ч. дать стимул инвестиционной активности, - обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на наиболее "принципиальных" участках, - упорядочить то, что имеется, - снять имеющиеся препоны (организационные, юридические и др.) развитию и внедрению ИКТ, - повысить уровень знаний медиков и организаторов здравоохранения в вопросах выбора и эксплуатации ИКТ, - закрепить в сознании медиков и организаторов здравоохранения, что компьютер - это не просто один из видов техники (пусть, даже очень хорошей), а в первую очередь - средство УПРАВЛЕНИЯ. Или, обобщая: - помочь тем, кто хочет нормально работать в современных условиях, - заблокировать попытки саботажа со стороны тех, кто этому противодействует. Требования к концепция. Концепция должна быть: - предельно конкретной: содержать только проверяемые положения, - компактной: 3-5 стр., - реалистичной: не включать положения, возможность выполнения которых в современных условиях (организационных, финансовых и др.) сомнительна, - понятной медикам и организаторам здравоохранения, - поэтапной: допускать и регламентировать возможность поэтапного выполнения поставленных задач с учетом реальных финансовых, организационных, технических и др. возможностей, - стимулирующей использование типовых решений, - допускающей отработку типовых решений и технологий в режиме пилотных проектов на "полигонах" (регионах, административных округах, конкретных ЛПУ и т.д.), - снижающей коррупционную емкость решений, принимаемых в данной сфере. Содержание концепции Основные цели: - Создание единого информационного пространства здравоохранения. - Создание инфраструктуры, обеспечивающей возможность поэтапного перехода к представлению и использованию ВСЕЙ информации, циркулирующей в системе здравоохранения, в электронном виде. 1. Организационный блок1.1. Создание в Минздравсоцразвития специализированного подразделения, отвечающего за развитие ИКТ в здравоохранение. Без выполнения этого условия все заверения официальных лиц о стремлении развивать ИКТ - болтовня. 1.2. Создание аналогичных подразделений в региональных органах управления здравоохранением. 1.3. Финансирование расходов на ИКТ (на всех уровнях) отдельной строкой 1.4. Создание трехсторонней комиссии (комитета и т.п.), обеспечивающего взаимодействие и координацию усилий всех заинтересованных сторон: - Федеральные и региональные органы управления здравоохранения, Федеральный и региональные фондов ОМС; - Академические и отраслевые институты и научные центры, ВУЗы; - Профессиональное сообщество разработчиков. 1.5. Создание системы постоянно действующих консультационных центров для мед. учреждений по вопроса выбора, внедрения и использования ИКТ 1.6. Создание системы центров технической поддержки медицинских ИКТ 1.7. Создание на базе "продвинутых" медучреждений Центров медицинских ИКТ: - "полигонов" ИКТ для отработки и экспериментальной проверки в условиях практического здравоохранения современных компьютерных систем, - баз для разработки и проверки средств информационной совместимости ИКТ,- баз для отработки технологии комплексного использования в ЛПУ различных ИКТ, - центров обучения, тестирования ИКТ, - маркетинговых центров. 2. Технический блок 2.1. Оснащение персональными компьютерами (ПК) всех рабочих мест сотрудников ЛПУ и органов управления здравоохранением, связанных с вводом, обработкой и получением информации 2.2. Подключение к локальным вычислительным сетям всех ПК в ЛПУ и органах управления здравоохранением 2.3. Подключение к региональным корпоративным сетям здравоохранения всех ЛПУ и органов управления здравоохранения 2.4. Возможность выхода в Интернет и представительство в Интернете всех ЛПУ и органов управления здравоохранением. 3. Информационный блок3.1. Создание банка данных по разработкам в сфере ИКТ с целью предоставления систематизированной информации о существующих ИКТ и организациях-разработчиках, определения тенденций развития ИКТ, сокращения неоправданного дублирования разработок. 3.2. Создание Банка данных оснащенности ЛПУ и органов управления здравоохранением средствами вычислительной техники и ИКТ (информация о используемых СВТ, средствах коммуникации, используемых ИКТ, расходах на ИКТ и т.д.). 3.3. Создание специализированного Интернет-ресурса, отражающего все аспекты разработки и использования ИКТ 3.4. Подготовка и публикация методических и аналитических материалов по различным аспектам использования ИКТ: - ответы на вопросы, которые возникают перед ЛПУ и органами управления здравоохранением на всех этапах выбора и использования ИКТ, - объективный анализ результатов компьютеризации здравоохранения, освещение наиболее сложных и спорных аспектов внедрения и использования ИКТ, удачные и неудачные примеры использования ИКТ, - информация об образовании и повышении квалификации в сфере ИКТ, - вопросы разработки ИКТ, результаты научных исследований и т.д. 3.5. Включение в программу официальных мероприятий Минздравсоцразвития ежегодного форума (выставка и научно-практическая конференция) по ИКТ в здравоохранении - демонстрация систем, которые готовы к внедрению в практическое здравоохранение - обмен (позитивным и негативным) опытом - профессиональное общение пользователей и разработчиков ИКТ 4. Юридический блок 4.1. Разработка перечня и утверждение графика принятия нормативных актов, регламентирующих все аспекты разработки, сопровождения и использования ИКТ; и в первую очередь актов, регламентирующих основные аспекты: - Юридического статуса электронных медицинских документов - Безопасности, защиты информации и прав доступа в медицинских компьютерных системах - Сертификации ИКТ - Доступа к регистрам данных ОМС 5. Технологический блок 5.1. Разработка системы методов и средств по обеспечению стандартизации и информационной совместимости медицинских компьютерных систем 5.2. Создание технологии разработки и использования электронных историй болезни и электронных амбулаторных карт. 5.3. Разработка и утверждение технологии использования ЭЦП. 5.4. Создание системы электронного документооборота. 6. Образовательный блок 6.1. Разработка комплексной программы "ИКТ в медицинском образовании". 6.2. Организация и проведение регулярных семинаров (школ и т.п.) для руководителей и специалистов ЛПУ и органов управления здравоохранением по ключевым вопросам использования ИКТ Мы предлагаем провести широкое обсуждение концепции и представить его результаты на сайте Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий - www.armit.ru Для проведения сложных и длительных работ в глухом месте необходимо обеспечивать для рабочих максимально возможными удобствами. Для этого обычно используют модульные здания, которые могут выдерживать даже сильные минусовые температуры, специальные бензиновые генераторы, способные обеспечивать оптимальное энергопотребление и многое другое.
|